Особенности расчетов по отдельным счетам в рамках гособоронзаказа

При исполнении государственных контрактов у Исполнителя может возникнуть ряд вопросов, связанных с использованием денежных средств, перечисляемых на специальный счет. Так, например часто задаваемыми вопросами являются:

  • Какие расходы можно оплачивать в рамках договора во исполнение гособоронзаказа.
  • В каком объеме могут производиться расходы, включая расходы по бухгалтерскому и налоговому учету?
  • Возможно ли поступающие по договору денежные средства направить на оплату затрат на обычные счета контрагентов?
Поскольку законодатель при регламентации прав и обязанностей сторон гособоронзаказа имеет целью максимально обезопасить Заказчика, стоит учитывать логику построения норм права в данной части. Порядок распоряжения денежными средствами, находящимися на специализированном счете, выстроен по принципу – после сдачи работ и подписания всех документов распоряжайтесь деньгами без ограничений, до указанного момента, только в установленных пределах.

Так, списание денежных средств на иные банковские счета без дополнительного согласования с заказчиком и/или до окончания исполнения договора в том числе возможно в целях:

  • оплаты головным исполнителем расходов на сумму не более пяти миллионов рублей в месяц и оплаты исполнителем расходов на сумму не более трех миллионов рублей в месяц;
  • оплаты труда при условии одновременной уплаты соответствующих налогов, страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
  • выплаты, связанные с предоставлением работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации (за исключением компенсаций расходов на проезд и найм жилого помещения);
  • перечисления (выдачу) денежных средств по исполнительному документу (ИЛ, судебный приказ) для расчетов по выплате выходных пособий лицам, работающим или работавшим по трудовому договору (контракту), и (или) по оплате их труда.
Иные установленные п. 8.3 ФЗ N 275 «О государственном оборонном заказе» расчеты могут производиться только по согласованию с Заказчиком и/или после завершения исполнения Обязательств.

Однако, в случаях когда закон не устанавливает требования по дополнительному согласованию (в том числе право осуществления платежей в пределах 3 000 000 руб. в месяц), подтверждение по операции придется направить в банк так как, согласно ст. 8.5. ФЗ N 275 «О государственном оборонном заказе», банковская организация вправе отказать в проведении операции. В данном случае банк проявляет «должную осмотрительность» и вероятность получения отказа достаточно высока.

Данный отказ может быть оспорен. При доказывании обоснованности перевода необходимо представить документы, подтверждающие, что данный платеж:

  1. Производится в целях исполнения ГОЗ;
  2. Платеж согласован с Заказчиком (при наличии необходимости согласования);
  3. Платеж предусмотрен условиями договора;
  4. Иной возможности произвести закупку материалов/оплату услуг нет (желательно отсутствие д.с. на расчетном счете).

Таким образом, поступающие по договору денежные средства возможно направить на оплату затрат на «обычные счета» контрагентов, обосновав, что перевод производится исключительно в целях исполнения Контракта. В совместном письме Минобороны, Минпрома и ФАС данная позиция подтверждается.

С учетом вышеизложенного, рекомендуем вам внимательно подойти к вопросу использования денежных средств поступающих на отдельный счет по гособоронзаказу и, при необходимости, обратиться к специалистам. Юристы ООО «Вард» всегда готовы проконсультировать вас с учетом специфики вашего случая.