Взыскание штрафных санкций в сфере железнодорожных перевозок
Зачастую, участники железнодорожных перевозок закрывают глаза на нарушение сроков исполнения обязательств ОАО «РЖД», так как данное акционерное общество является одной из государственных корпораций и монополистом на рынке оказания услуг по перевозкам железнодорожным транспортом. Строго регламентированный порядок к форме и содержанию претензий и положение на рынке играют немалую психологическую роль в процессе взыскания штрафов с данного предприятия.
Прежде чем принимать решения об обращении с требованием об уплате штрафов, необходимо досконально изучить обстоятельства произошедшей задержки и удостовериться, что нарушение сроков было должным образом зафиксировано. Если акты установленной формы не были составлены перевозчиком в процессе транспортировки на станциях задержки, акты следует оформить на станции грузополучателя. При составлении актов обязательно указываются причины его формирования. Наиболее часто встречающимися из них являются: отсутствие локомотива на станциях следования, загруженность путей.
Как уже говорилось ранее, соблюдение претензионного порядка при обращении с требованием о взыскании штрафных санкций обязательно в данной сфере правоотношений.
Нормативный срок для рассмотрения претензии составляет 30 дней. В отсутствии ответа на претензию или при получении отказа в удовлетворении требований возникает право на обращение в суд за защитой нарушенных прав.
Как правило ОАО «РЖД» находит формальные основания для отказа в удовлетворении претензионных требований. Однако, при обращении в суд, в ряде случаев такой отказ признается необоснованным и суд удовлетворяет требования заявителей о взыскании штрафных санкций, о чем свидетельствует положительная практика взыскания неустоек ООО «Вард».